Как устроены госзакупки IT-систем

Как устроены госзакупки IT-систем

Анатолий Курочкин IT-директор, CIO, Москва

Чем ниже уникальность продукта, тем больше шансов победить тендер. Из-за чего так происходит? Какие конкретно особенности национальных и муниципальных закупок принципиально важно учитывать?

Как мы знаем, закупки для госнужд производятся на основании 44 Закона «О контрактной совокупности в сфере закупок товаров, работ, одолжений для обеспечения национальных и муниципальных потребностей» от 5 апреля 2013 года. Данный закон регулирует отношения «в целях увеличения эффективности, результативности закупок товаров, работ, одолжений, прозрачности осуществления и обеспечения гласности таких закупок, других злоупотреблений и предотвращения коррупции».

Существует огромное количество критиков этого закона. Вправду, цели декларированы достаточно туманно. Не весьма понятны интересы распорядителя государственного бюджета, начальника какого-либо национального учреждения, интересы граждан, в итоге. Закон не декларирует конечный итог для соответствующих госструктур, бюджета, и для исполнителей государственных заказов.

Возможно назвать еще много претензий к формулировкам закона. Но на данный момент обращение не о нем.

Еще одна оговорка. Сходу вывожу за скобки различные откаты и коррупционные «мотивы». У меня обширный опыт проектной работы в области информационно-технологических ответов. По роду деятельности приходилось иметь дело с самыми различными отраслями: денежными структурами, производством, торговлей, туризмом, образованием, логистикой, и конкретно с госуправлением.

Не буду брать на себя ответственность за анализ многомиллиардных контрактов, но в простой, регулярной совокупности госзакупок, по моему точке зрения, криминальные прецеденты ничтожны.

О чем же тогда статья? Желаю обрисовать подход актора национального клиента для обеспечения повседневных потребностей того либо иного учреждения. На такие закупки приходится львиная часть бюджета.

Согласно моим подсчетам они занимают второе место по количеству, по окончании фонда зарплаты . Исходя из этого предпринимателям, ориентированным на поставку услуг и товаров в учреждения и государственные структуры, должно понадобиться познание того, как фактически происходит планирование закупок, выбор победителей и мониторинг цен. И чем национальная работа с закупками отличается от более привычной предпринимателям проектной работы в простом коммерческом смысле.

Два основных этапа госзакупок IT

Первое, что должен понять любой предприниматель, начинающий работу с национальной совокупностью закупок: ни в одной госорганизации нет человека, что хотя бы минимально был заинтересован в приобретении его товара либо услуги. Повторю еще раз: за исключением криминальных случаев, каковые мы на данный момент не разглядываем, при обычном рабочем ходе конкретные, определенные предложения по большому счету не занимательны, как таковые. Исходя из этого, господа предприниматели, не пробуйте продемонстрировать собственный товар в удачном свете, перечисляя его лучшие качества. Это не по адресу.

Кроме того так: чем менее неповторимы услуги и ваши товары, тем больше шансов победить тендер у госзакупщика.

Из-за чего так происходит? Национальные информационные совокупности имеют весьма громадную персональную привязку. Большинство функционала исходит от привычек отдельного громадного начальника либо начальников.

Совсем совершенно верно знаю, что при разработке 44ФЗ никакого анализа бизнес-процессов в госучреждениях не проводилось. Попыток осознать логику принятия ответов также. В ЕАИС (Единой автоматизированной системе обработки данных) существует большое число лишних звеньев, каковые никаким образом не связаны с требованиями 44ФЗ.

В противном случае говоря, настоящий потребитель либо клиент товара либо услуги имеет малое влияние на требуемое уровень качества заказа, на его сроки и стоимость выполнения. К примеру, основной инженер может компетентно потребовать закупки с конкретными характеристиками для улучшения технической базы собственного организации, но у него нет рычагов влияния на реально действующий механизм закупок.

ЕАИС обычно содержит сработанные по одним и тем же лекалам технические задания на однотипные заказы услуг и товаров. Не старайтесь в них вчитываться в отыскивании скрытых намеков на ответственные параметры. Это совсем формальный, полностью незаинтересованный ресурс.

Основное, что вы имеете возможность и должны сделать на уровне подачи заявок в ЕАИС – попасть в некий диапазон начальной большой цены договора. Это сложно, но принципиально важно. По причине того, что первый отсев идет по несовпадению заявленной суммы договора (причем не только для вас, но и для ваших соперников, очевидно). Соответственно, у финалистов будут возможности для маневра, а у тех, кто уже вылетел – разве что подать в суд.

Что кстати не лишено смысла, по причине того, что претензии к заявкам, не прошедшим ЕАИС оспариваются достаточно удачно (при наличии, очевидно, веских формальных оснований). Но это снова мало вторая плоскость, давайте возвратимся к обычному ходу процедуры госзакупок.

Дальше начинается самое занимательное. В случае если на начальной стадии (и уровне рассмотрения) ответа принимаются в прямом смысле слова механически, то после этого все более субъективно.

Лица, принимающие ответы

  • Директора госучреждений. Им принципиально важно обеспечить выполнение бюджета, бюджетных обязательств. Наряду с этим не принципиально, что именно получает учреждение. Исходя из этого совет бизнесу: ваши предложения стране либо муниципалам смогут и должны быть максимально широкими: от картриджей до «устройств вывода графической информации» и от лицензий на тиражные IT-продукты до каких-то модулей и специфичных конфигураций.
  • Главы отделов. К примеру, главы административно-хозяйственного отдела, либо отдела IT. Они также стараются выполнить бюджетные обязательства, но в действительности нуждаются в другом. Для любого услуг и реального заказчика товаров самое серьёзное – точность и сроки поставки. Довольно часто против простой логики: сделай, я обещаю, что через недельку заплатим! Они знают, что несложнее трижды заказать не самое качественное, но за отсутствие той либо другой позиции возможно взять выговор от управления. Исходя из этого, не обращая внимания на то, что именно главы отделов пишут технические задания, на этом уровне ТЗ достаточно формальны и расплывчаты.
  • Эксперты отдела закупок. Тут сложно выделить конкретное важное лицо. Тем более что, как ни необычно, это подразделение по большому счету ни за что не отвечает. Отдел госзакупок не руководит нужной реализацией входов проекта, он не воздействует на ресурсы, не осуществляет контроль результаты. С позиций современных взоров на проектную работу отдел закупок значительно чаще выступает в роли незаинтересованного участника проекта. Значительно чаще функция отдела закупок сводится к раскидыванию номенклатуры по кодам разных классификаций и согласованию кодификаторов с бухгалтерией.
  • Эксперты по мониторингу рынка. Довольно часто шутят про статистику, что имеется неправда, имеется правда и имеется статистика. Весьма похоже на мониторинг: имеется рынок, имеется настоящие предложения и имеется мониторинг. Перед мониторингом проводятся тщательные расчеты, дабы планируемая в бюджете сумма умело легла в нужный комплект услуг и товаров. Не пробуйте повторить данный опыт – «рыночно обоснованные стоимости» редко совпадают с настоящими. В случае если повезет победить тендер, вы имеете возможность скорректировать собственные предстоящие действия уже по окончании победы в конкурсной процедуре. Все по закону – а будет ли это дополнительное соглашение либо разбивка на этапы, не так принципиально важно.
  • Члены закупочной рабочей группе. Определение поставщиков так же, как и прежде делает закупочная рабочая группа, не обращая внимания на то что с юридической точки зрения эта процедура деперсонализирована. При пессимистичном сценарии решение будут принимать люди, каковые прямого отношения к закупке не имеют. При таких условиях, это легко лотерея.

Прекрасно, в то время, когда в комиссии присутствует настоящий, настоящий клиент (начотдела), заинтересованный в получение поставок надлежащего качества. В случае если нет явных отклонений по цене, то он отыщет метод обосновать собственную точку зрения, исходя из технического задания, которое сам и создал. Встречно, идите на уступки по срокам и цене. С ярким клиентом неизменно возможно отыскать неспециализированный язык.

По окончании заключения контракта у него через чур мало возможностей для маневра. Исходя из этого каждые трансформации без явных нарушений закона в полной мере допустимы и взаимовыгодны.

Что трудится, если не подходят проектные техники?

У порядка осуществления национальных и муниципальных закупок не так много неспециализированного с проектной организацией работы, как довольно часто думается поставщикам одолжений. И в наименее удачных условиях выясняются, как ни парадоксально, игроки IT-рынка. По причине того, что они прекрасно привычны с проектными методиками, видят похожие (как им думается) показатели в виде автоматизированных совокупностей для подачи заявок, технические задания – на основании чего делают фальшивый вывод о применимости проектных техник в тендерах и госзакупках.

Это не совсем так.

Неспециализированные черты имеется, но они срабатывают не всегда конкретно, и обычно вторичны. Автоматизация пока не облегчила конкурсные процедуры, а скорее усложнила. Показались дополнительные издержки на обучение персонала, усложнилась текущая поддержание и эксплуатация совокупности в работоспособном состоянии.

Переход от текущей обстановки к оптимизации – дело будущего.

В своевременной работе тут и по сей день лучше ориентироваться не на предположения и догадки о зловредных и коварных закупщиках, а методично упрощать и ускорять работу с тендерными заявками в том месте, где это всецело зависит от вас самих. Возможностей чтобы получить госзаказы довольно много, и будет еще больше. В случае если трудиться с ними, учитывая специфику отечественного b2g, это обязательно окупится.

Продажи6547 30

Как начать трудиться с национальными закупками

Корпоративная практика5072 1

Десять проверенных способов провалить тендер

[ИТ-лекторий]: Диалоговые совокупности


К прочтению:

самые интересные статьи, подобранные как раз для Вас:

spacer